Японский сад: чудо сквозь столетия

Гармоничное сочетание человеческого влияния и природных стихий — цель каждого паркового комплекса. Наиболее глубоко эта гармония отражена в японских традициях, поэтому сад в японском стиле успешно пережил столетия перемен и популярен даже в настоящее время.

Сад в японском стиле

Вглубь истории

Первые письменные источники, в которых встречается иероглиф «нива» (сад), относятся к восьмому веку нашей эры. Поначалу этот термин означал некое пространство, без естественных или искусственных оград. Позднее появились рукотворные элементы – ограды, посыпанные галькой дорожки, малые архитектурные сооружения.

Архитектура японского сада всегда была связана с живописью. Потрясающие цветовые гаммы садов, возникших в эпоху Хэйан, совпали со временем возникновения школы ямато-э. Появление буддийских монастырей и храмов совпало с эпохой самурайства – пышности и декоративность уступили место лаконичности и монохромности – наступил расцвет эпохи сухого пейзажа. Сочетанием несочетаемого отмечен и так называемый чайный сад – еще одно направление японского паркового искусства, которое возникла уже в 16 веке.

Сад в японском стиле: принципы создания

Парковые комплексы храмов и дворцов создавались на основе неизменных трех неизменных принципов композиционных решений:

  • непременное сочетания влаги и камня, символизирующих мужское и женское начало в восточной философии;
  • естественность, природность растений, камней, декоративного оформления;
  • ассиметричность ландшафта с акцентом на одну или несколько отдельных деталей композиции.

К дополнительным условиям структуры японского уголка можно отнести обязательное наличие открытой площадки, использование сдержанных, гармоничных цветовых оттенков.

Уголок вдохновения

Типы

В настоящее время полностью сформировались четыре разновидности оформления, характеризующего сад в японском стиле. Эти вариации успешно используются для оформления пространства.

  1. Цубо — самый миниатюрный из японских садов.
  2. Сад камней — открытая площадка с минимумом растений. Такие площадки имели символическое значение. Создать его довольно просто, хотя декоративность готового оформления будет сравнительно невелика.
  3. Сад деревьев. Такой ландшафтный комплекс значительно отличается от привычной для нас европейской парковой традиции — он символизирует максимальное использование природных растений и форм, а также следование временам года.
  4. Чайный – характеризуется соединением двух типов зеленых насаждений с различным ландшафтом. В чайных тенистых уголках непременно присутствует павильон – ваби, в котором и проходит чайная церемония – тяною.

Рассмотрим каждый из этих зеленых уголков подробнее и выделим основные принципы их создания.

Цубо — шедевры в кадках

Цубо — появился в период развития городской архитектуры раннего средневековья. Само название говорит о его миниатюрности – слово «цубо» означает небольшую площадь, около 3 кв. м. Цубо могут располагаться и на крохотных участках пространства под открытым небом, и внутри помещений. Фото классического цубо:

Цубо

Одна из главных целей разбивки цубо – впустить в ограниченное городское пространство свет и природу. Растения для миниатюрного зеленого уголка подбираются учетом его ориентации к сторонам света. Если насаждения располагаются с северной стороны, там ни к чему будет сажать теплолюбивые растения, а недостаток  цветов можно вполне дополнить мхом.

Часть садика иногда даже замащивают, оставляя для растений небольшой клочок земли. В центре композиции — несколько растений, соответствующих стилю здания. Самый простой способ создать такой японский сад своими руками — установить фонарь цукубаи, замостить кусочек земли – тобииси, и гармонично расставить несколько растений.

Небольшая подсветка станет  маленьким штрихом, завершающим композицию цубо. Недостаток света можно компенсировать искусственным освещением, или хитроумной галереей зеркал, которые насыщают скучные стены городского дома ярким и теплым солнечным светом.

Сад камней – ода минимализму

Сад камней – поэтическая интерпретация архаичного мотива,– поиска островов вечной молодости и бессмертия. Древние легенды о неизвестных островах нашли свое отражение в структуре сада камней. Хотя ландшафтный дизайн не уделяет достаточно внимания японской философии, он продолжает использовать вековые принципы возведения каменных садов в своем искусстве. Концепцию этих принципов можно отследить на фото:

Сад камней

Для японцев камень никогда не являлся стройматериалом – только объектом поклонения и восхищения. Отголоски культового отношения к каменным глыбам можно увидеть в классических методах расстановки композиций из камня. Создать восточный дизайн можно, установив валуны следующими методами:

  • Гора Хорай – один камень посреди пруда, как символ этой далекой горы.
  • Гора Сюми представляет собой композицию из трех камней, расположенных в водоеме или не небольшом возвышении.
  • Три драгоценности – метод расстановки, основанный на буддистских ценностях.
  • Расстановка «Остров журавля», и «Остров черепахи» – повторяют в ландшафте сада народные сказки и предания.

Заметное значение придают японцы выбору камней. Поскольку камни часто используют в группах, важна не форма отдельного предмета, а гармония общей композиции. Дизайн японского сада приветствует  вкрапления древних камней, покрытых мхами и лишайниками, с округлыми очертаниями. По верованиям японцев, такие камни приносят в дом покой и гармонию, без них невозможно создать японский сад своими руками.

Садовый дизайн из кмней

Существуют правила расстановки камней, которых следует придерживаться при расстановке композиции. Трудность заключается в правильной установке главного камня, венчающего весь дизайн ландшафта. Остальные элементы должны естественно обрамлять главный валун, создавая миниатюрные композиции, символизирующие острова или горные цепи. Сад в японском стиле из камней дает волю фантазии, но и диктует свои правила.

Не следует ставить камни, подбирать их по восходящей или нисходящей линии в ряд – японцы не любят искусственной симметрии. Не следует ставить рядом речные, песчаные и морские камни. Камни должны выглядеть устойчиво – для этого их необходимо прикопать. Для скрытия дефектов и сколов возле каменной композиции можно посадить низкорослый кустарник  или траву. Растения для японского сада камней подбираются  дикорастущие, скромных цветовых оттенков.

Сад деревьев

Это наиболее привычный для нас сад – в нем есть открытое пространство, водный поток и масса зеленых насаждений. В тенистых уголках используются  посадки  и вечнозеленых, и лиственных деревьев  — так достигается естественное чередование расцвета каждого растения в зависимости от текущего сезона.

Дизайн в территории в японском стиле

Хорошим дополнением к деревьям являются подстриженные кустарники самшит, рододендроны, кизильники и прочее. Такие кусты могут служить естественным обрамлением – при необходимости скрывать стены домов, мусорные контейнеры или компостные  сооружения (если сад планируется разместить на даче). И наоборот, оформленные  шапки кустарников могут служить естественной рамой, обрамляющей вид на речной берег  или бескрайнее поле.

Большое значение в саду деревьев отводится декоративным элементам – изгородям, мостам, фонарям, воротам… Как правило, дизайн сада относится к преградам весьма условно – все заграждения выполнены из деревянного штакетника или бамбука. А вот внешние заборы могут быть сложены из камней и украшены черепицей.

Каменный фонарь

Фонари – непременный атрибут японского сада. Они необходимы и для декора, и для освещения  садовой территории. Поначалу они использовались лишь в чайных садах, но позднее стали присутствовать во всех  типах ландшафтного дизайна в японском стиле. Как правило, устанавливается лишь один фонарь, сделанный из камня. Пьедестальные фонари – татигата – направляют свой свет во все стороны. Свет скрытых светильников – икэкомигата – направлен в землю.

Полукруглый мост

Мосты в японском саду далеко не всегда являются способом переправы на другой берег – скорее, они используются как еще один элемент дизайна. В отличие от китайских или европейских сооружений, японский мостик плоский, может быть вообще не предназначен для ходьбы. Чрезвычайно декоративным является мост  яцухаси, сложенный из восьми  элементов – камней или широких досок. Элементы конструкции моста укладываются зигзагом, и пройти по нему бывает непросто. Такие мосты хорошо вписываются в ландшафтный парк. Они устанавливаются над искусственными прудами, впадинами с влажной землей или же непосредственно над газоном.

Японские сады  могут многое рассказать о характере японцев. А для жителей нашей страны японский сад  — великолепное сочетание света и зелени, своеобразная дверь к пониманию культуры и традиции Востока.

comments powered by HyperComments